« 17 »  05  20 15 г.




Проблемы электронного правительства

На пути к opengov или как Россия решает проблемы онлайн « e-Gov. Е-правительство позволяет сэкономить бюджетные деньги и время, затрачиваемые на бюрократические проволочки при обычном документообороте. Это заметно облегчает жизнь как самому правительству, так и гражданам. Но будут ли эффективны информационные технологии во всех странах без исключения и не найдутся ли в некоторых государствах свои подводные камни? Россия — самая большая по площади страна в мире, что всегда вызывало особые трудности в управлении. Самыми серьезными проблемами всегда были инертность власти, безнаказанность и произвол местных управленцев, а также расцвет коррупции на периферии. » актуально и сегодня: коррупция давно уже стала в один ряд с такими извечными проблемами России, как дураки и дороги. Может быть, именно развитому электронному правительству удастся решить существующие проблемы власти и ее взаимодействия с населением? Правительственные инициативы На сегодняшний день идеи электронного правительства активно претворяются в жизнь. Дмитрий Медведев, еще будучи президентом, в апреле прошлого года провел расширенное заседание рабочей группы, темой которого было как раз создание системы «Открытого правительства» в России. В ходе совещания президент даже озвучил стремление России вступить в Open Government Partnership, — недавно созданную международную организацию, направленную на развитие идей открытого правительства в мире. Впрочем, открытое правительство и электронное правительство — вещи разные, хоть и связанные между. Второе представляет собой доктрину государства, при которой всецело поддерживается право граждан на доступ ко всем документам и действиям правительства с целью их контроля. В свою очередь, электронное правительство это совокупность средств, с помощью которых, в частности, как раз и можно предоставлять гражданам доступ ко всей необходимой информации. Думаем вместе В ходе заседания рабочая группа выработала основные направления действий по развитию открытого и электронного правительства. Первым шагом на пути к реализации стал сайт. Он состоит из нескольких разделов, предназначенных для открытого обсуждения моментов, связанных с созданием электронного правительства. В частности, раздел «Мой депутат» создан для сбора мнений о том, какой информации о депутатах не хватает в Сети и какие сведения должны публиковаться в открытом доступе обязательно. В разделе «Обсуждение законопроектов» пользователи вносили свои предложения по поводу того, какая информация о законопроектах должна поступать в публикацию. Наиболее интересным, на мой взгляд, является раздел «Контроль обещаний», который стоило бы сделать постоянным. Почти всем политикам не только в России, но и во всем мире, свойственно профессиональное заболевание — тотальное невыполнение предвыборных обещаний. Данный раздел призван помочь им излечиться от этого недуга благодаря сознательности граждан. Остальные разделы сайта посвящены другим важным вопросам, связанным с открытым правительством. К сожалению, сбор предложений закончился 20 мая. Вероятно, причиной столь короткой работы ресурса стало финансирование проекта, которое проводилось без привлечения бюджетных средств. В результате за первых 10 дней ресурс посетило более 100 тыс. Все предложения были тщательно изучены экспертами, после чего они будут воплощены в реальные меры. Большое правительство Еще один ресурс, созданный для развития идей открытого правительства в целом и электронного в частности. Сайт представляет собой обширное собрание официальных документов, связанных с открытым правительством, с возможностью комментировать любой из документов. За создание ресурса и его развитие отвечает все та же правительственная комиссия, которую возглавляет министр РФ без портфеля Михаил Абызов. Россия без дураков Еще один интересный ресурс, созданный той же командой, призван бороться с одной из главных проблем России. В связи с этим он получил говорящее название. Основная цель сайта — борьба с нелепыми и ненужными законопроектами, регламентами и запретами, которых в России, увы, очень. Решающая роль в этом процессе предоставлена гражданам: каждый при желании может обнаружить и зафиксировать глупость в законе, указе, постановлении или запрете. На сегодняшний день сайт работает в режиме бета-тестирования, но вскоре создатели обещают вывести его на полную мощность. Существуют и другие интересные проекты по развитию электронного правительства в России. Об одном из них мы уже в прошлом году. Совсем недавно за дело решила взяться бывший губернатор Санкт-Петербурга, а ныне спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Она выступила на заседании президиума совета законодателей, посвященном развитию информационных технологий, с предложением создать электронный парламент. Сейчас сложно судить, насколько планы спикера реальны. Все мы помним ее предложения срезать сосульки лазером и другие довольно эпатажные проекты. Впрочем, некоторые эксперты уже сейчас считают, что проект вероятнее всего будет отдан аутсорсинговой компании. Проблемы и пути их решения Сама идея создания электронного правительства в России не может не вызывать позитивные чувства. Народ всегда требовал от власти справедливости. А что будет лучше способствовать справедливым действиям властей, чем полная открытость и возможность обсуждать и влиять на ее действия? На первый взгляд решение кажется полезным и нужным без всяких «но». Тем не менее, создание и развитие открытого и электронного правительства может столкнуться с множеством проблем. Первой, и самой очевидной из них, является противодействие со стороны чиновников. Думаю, все догадываются, что излишняя публичность всех действий, совершаемых властями, этим самым властям не совсем по душе. Особенно это характерно для чиновников на местах: каждый из них чувствует себя эдаким удельным князем с безграничной властью в пределах своего надела. Отсюда и берется произвол, коррупция и взяточничество. В качестве яркого примера противодействия можно привести сайтсозданный известным журналистом и общественным активистом Алексеем Навальным. Думаю, ни для кого не секрет, что существование данного ресурса портит кровь многим чиновникам. Еще одна возможная проблема — обман и подтасовка данных. На словах все проекты электронного правительства выглядят радужно и перспективно, но на деле это может быть вовсе не так: неугодные данные могут скрываться или редактироваться таким образом, чтобы полностью удовлетворять интересам властей. Возможным решением проблемы является передача управления информационными ресурсами в незаинтересованные частные руки, либо осуществление контроля над деятельностью электронного правительства при помощи частных сил. Третья сложность носит финансовый характер и связана с нецелевым расходом средств, который в народе получил название «распил денег». Проблема носит скорее технический, нежели функциональный характер: заявленная функциональность системы электронного правительства будет достигнута, но при этом на нее может быть потрачено значительно больше бюджетных средств, чем она реально стоит. Решение проблемы очевидно и уже применяется. Как я уже сказал, первый ресурс создан без привлечения бюджетных денег, а затраты на его создание взяли на себя информационные партнеры. И все же, несмотря на все возможные трудности, электронному правительству в России. Имеющиеся проблемы или уже имеют очевидное решение, или не столь серьезны, чтобы помешать осуществлению проекта. Единственное, что может произойти — электронное правительство будет работать не так, как этого ожидают люди. Впрочем, хочется верить, что все будет хорошо.

Карта сайта

67 68 69 70 71 72 73 74 75


Александр Быков

Данный курс повышения квалификации состоит из двух частей: заочное обучение - с 13 по 17 мая 2013 года; очная сессия - с 20 по 24 мая 2013 года. Не решена проблема кооперации с бизнесом в кардинальном вопросе создания инфраструктуры « электронного правительства ».